Логопедическое сопровождение
Основными задачами логопедического сопровождения являются:
диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими;
пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей.
Организация деятельности логопедического сопровождения позволяет устранять или смягчать речевые и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.
Основной обязанностью учителя-логопеда является организация и проведение в соответствии с учебным планом занятий (индивидуальных и подгрупповых) по устранению дефекта речи у учащихся.
Направления деятельности логопедического сопровождения
1. Диагностическая деятельность логопедического сопровождениязаключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу;составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Коррекционно-развивающая деятельность логопедического сопровождения направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.
3. Аналитическое направление - сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
4. Консультативно-просветительская деятельность логопедического сопровождения заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах образовательного учреждения, школьных заседаниях методических объединений; родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.
5. Организационно-методическая деятельность логопедического сопровождения направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно-методическая деятельность логопедического сопровождениявключает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.
Дефектологическое сопровождение
Дефектологическое сопровождение осуществляет свою деятельность в тесном контакте с логопедическим, психологическим, медицинским, педагогическим сопровождением учреждения и родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень взаимодействия в условиях реализации образовательной программы учреждения.
Цели и задачи дефектологического сопровождения
Основная цель – обеспечение комплексного сопровождения детей.
Основными задачами дефектологического сопровождения являются:
- Обеспечение права ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи, содействие охране прав личности.
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей.
- Обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия.
- Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения, воспитания и коррекционно-развивающих технологий.
- Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам оказания дефектологической помощи детям.
Направления деятельности дефектологического сопровождения
Диагностическое направление
- организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка, используя организационные формы диагностической работы;
- динамическое наблюдение коррекционно-образовательного процесса;
- определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка;
- оформление по данным проведённого обследования документации установленного образца;
- составление заключения по результатам обследования и доведения до сведения родителей (законных представителей) и педагогов в допустимом объёме с целью их ориентации в проблемах развития школьника.
Коррекционно-развивающее направление
- системное коррекционное воздействие на учебно–познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса;
- преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ;
- формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- коррекционная работа с детьми проводится как по группам, подгруппам, так и индивидуально;
- группы, подгруппы детей и индивидуальный подбор комплектуются согласно психофизиологических особенностей детей по заключениям ПМПК и ПМПк;
- выписка детей по истечению срока работы с ребёнком или по инициативе специалиста идёт через ПМПк;
- работа проводится в тесном контакте с педагогами, другими специалистами учреждения, медицинским персоналом;
- дефектологическая служба участвует в работе ПМПк, готовит материалы-представления на воспитанников.
Направление коррекционно-развивающей работы:
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие;
2. Формирование пространственно-временных отношений;
3. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления);
4. Нормализация ведущей деятельности возраста;
5.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
6. Формирование необходимых для усвоения программного материала знаний, умений и навыков.
Работа осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) коррекционных занятий. Результаты коррекционной работы отмечаются в дефектологических картах детей до выпуска из учреждения и доводится до сведения специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения и родителей.
Аналитическое направление
- сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализа результатов.
Консультативно-просветительское направление
- оказание помощи педагогам и родителямв вопросах воспитания и обучения ребенка;
- разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Пропаганда дефектологических знанийосуществляется специалистами учреждения через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, и другие мероприятия.
Организационно-методическое направление:участие в подготовке ипроведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах; оформление документации учителя-дефектолога.
Методическая работа направлена на: повышение уровня компетентности учителей-дефектологов; обеспечение связи и преемственности в работе службы медико-психолого-педагогического сопровождения; повышение эффективности и совершенствование программно-методического оснащения коррекционногопроцесса. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения учреждения и родителей по оказанию дефектологической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмена опытом; поиск наилучших средств коррекции детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.