Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Сопровождение – это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития личности ребенка в процессе взаимодействия участников образовательного процесса.
Служба психолого-педагогического сопровождения - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества. Служба психолого-педагогического сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая их участие в решении определенных задач, обеспечивая комплексный подход к затруднениям в развитии ученика. Объединяет и координирует деятельность, входящих в нее специалистов: педагога-психолога, педагогов школы.
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- формирование, повышение или укрепление компетентного подхода в вопросах обучения, воспитания и развития обучающихся у педагогов и родителей
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии креативных способностей, создание условий для личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и
безопасного образа жизни.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и
саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркотической и компьютерной зависимости, создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркотической и компьютерной зависимости, создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
- индивидуальное;
- групповое;
- уровень класса (группы).
Развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребёнка, возникновения острых проблемных ситуаций.
- уровень учреждения. Осуществляются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, ведётся экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
При организации психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации задач должны соблюдаться принципы психолого-педагогического сопровождения.
Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик.
Принцип вариативности и гибкости – построение индивидуальной образовательной деятельности обучающегося связано с многообразием влияния субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, различных воздействий и обстоятельств, действующих своеобразно в каждой конкретной учебной ситуации. Постоянно меняются как характер, степень влияния этих факторов, так и сами ситуации, что требует от педагога-психолога оперативного и гибкого реагирования на изменения как в самом ученике, так и в окружающей среде.
Принцип опоры на обученность и обучаемость ребенка –соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика.
Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и планов обучающегося – построение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом познавательных интересов и профессиональных планов; обеспечения самореализации ребенка при организации практической деятельности профессиональной направленности.
Принцип системности – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса.
Принцип комплексности – совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации
и др.
Принцип превентивности – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип открытости – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ.
Принцип технологичности – использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Психолого-педагогическое сопровождение, как процесс целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности учащего и его успешного обучения;
3) созданием специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В соответствии с этими компонентами определены конкретные виды работы психолого-педагогического сопровождения.
1. Профилактическое
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующий возрастной уровень.
2. Диагностическое
Выявление особенностей психического развития ребенка,
наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках компонентов психического развития или формирования личности школьника
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной
- работы, составление плана развития способностей или других психологических образований.
3. Консультативное
Помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются дети, родители, педагоги.
Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на:
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия;
- предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;
- обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Просветительско-образовательное
Психологическое просвещение и образование – создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе; формирование морально- нравственного воспитания, установок ценности здоровья и безопасного образа жизни, психологической культуры; развитие психолого-педагогической компетентности школьников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Формы работы психологического сопровождения. Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися:
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение дезадаптированных и одаренных обучающихся и организация индивидуальной или групповой коррекционно- развивающей работы.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий и тренингов с учащимися по развитию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу, развитие креативности
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем)
- Работа с педагогами и другими работниками школы
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с детьми и коллегами.
- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
- Работа с родителями
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся к началу школьного обучения и средней школе, посвященное психологическим особенностям того или периода. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров- тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности. Проведение бесед, лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности
Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности.
- Сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья.
- Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
- Формирование и развитие психологической культуры поведения в информационной среде.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
- Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся.
- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
- Поддержка и обеспечение детско-родительских отношений.
- Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
План-график проведения мероприятий и диагностических процедур
на 2024 – 2025 учебный год
План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»
Цель Программы: обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося и успешного освоения ООП
Цель деятельности педагога-психолога: реализация развивающего потенциала образования - обеспечение развития как собственного психологического составляющего ядра образования; содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основные задачи:
- Психолого-педагогическое сопровождение и реализация образовательных программ
- Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках жизненного самоопределения
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.
- Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательных отношений.
- Психолого-педагогическая поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
В том числе:
- Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
- Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся.
- Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
- Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
- Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
- Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
- Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
- Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Выполняемые задачи на разных этапах обучения:
- Обеспечение адаптации к школе.
- Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:
-мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),
-памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),
-внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),
-восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).
- Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
- Развитие самостоятельности и самоорганизации.
- Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
- Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитиюи самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Направления психологической работы:
- Консультативная работа:
- консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование детей.
- Психопрофилактическая работа:
- формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
- своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
- профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
- оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
- определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей; создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении
- Психопросветительская работа: Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов через различные практико-ориентированные формы работы (конференции, круглые столы, постоянно действующий семинар для педагогов, постоянно действующий лекторий для родителей, консультативная помощь).
- Диагностическая работа:
- психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
- диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
- Развивающая и психокоррекционная работа:
Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:
-
- развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.
- Методическое: Пополнение методической копилки новым разработками программно- методических и дидактических материалов
- Экспертное: Участие в Совете профилактики школы и Службе примирения
- Посещение занятий, уроков для изучения адаптации обучающихся.
Основные направления работы
Психодиагностика.
Психологическая коррекция.
Психологическая профилактика. Психологическое просвещение.
Психологическое консультирование учащихся, педагогов, родителей. Организационная работа.
Методическая работа.
Направления и мероприятия работы |
Сроки |
|
Психодиагностика |
||
|
Психологическое наблюдение за учащимися 1-х классов. |
Сентябрь |
|
Диагностика социально-психологической адаптации учащихся 1-х , 5-х, 10-х классов |
Октябрь |
|
Диагностика одаренности у учащихся школы. |
Ноябрь |
|
Диагностика склонности к различным видам зависимостей учащихся 7- 11 класса (СПТ) |
Сентярь- ноябрь |
|
Диагностика самооценки учащихся 5-10 х классов. |
Декабрь |
|
Профдиагностика учащихся 9 и 10 классов. |
Декабрь |
|
Диагностика отношения к учению и учебным предметам у учащихся 6-9 классов. |
Январь |
|
Диагностика самооценки учащихся 1- 4 х классов. |
Январь |
|
Мониторинг эмоционального состояния при сдаче ГИА, 9,11 класс |
Февраль. |
|
Диагностика психологического климата в классном коллективе 6-10 классы. |
Февраль |
|
Диагностика уровня тревожности во время проверки знаний на уроках у учащихся 6-8 классов. |
Март |
12 |
Другие виды диагностики (по запросу) |
В в течении года |