МОУ "Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов"
пос. Дубовое
  • Психолого-педагогическое сопровождение

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

    Сопровождение – это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития личности ребенка в процессе взаимодействия участников образовательного процесса.

     Служба психолого-педагогического сопровождения - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества. Служба психолого-педагогического сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая их участие в решении определенных задач, обеспечивая комплексный подход к затруднениям в развитии ученика.  Объединяет и координирует деятельность, входящих в нее специалистов: педагога-психолога, педагогов школы.

    • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
    • формирование, повышение или укрепление компетентного подхода в вопросах обучения, воспитания и развития обучающихся у педагогов и родителей

    Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

    Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования.

    Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии креативных способностей, создание условий для личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и

    безопасного образа жизни.

    Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и

    саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркотической и компьютерной зависимости, создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

    Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркотической и компьютерной зависимости, создание условий для профессионального самоопределения, личностного развития учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

    При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

    • индивидуальное;
    • групповое;
    • уровень класса (группы).

    Развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребёнка, возникновения острых проблемных ситуаций.

    • уровень учреждения. Осуществляются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, ведётся экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

    При организации психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации задач должны соблюдаться принципы психолого-педагогического сопровождения.

    Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик.

    Принцип вариативности и гибкости – построение индивидуальной образовательной деятельности обучающегося связано с многообразием влияния субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, различных воздействий и обстоятельств, действующих своеобразно в каждой конкретной учебной ситуации. Постоянно меняются как характер, степень влияния этих факторов, так и сами ситуации, что требует от педагога-психолога оперативного и гибкого реагирования на изменения как в самом ученике, так и в окружающей среде.

    Принцип опоры на обученность и обучаемость ребенка –соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика.

    Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и планов обучающегося – построение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом познавательных интересов и профессиональных планов; обеспечения самореализации ребенка при организации практической деятельности профессиональной направленности.

    Принцип системности – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса.

    Принцип комплексности – совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации

    и др.

    Принцип превентивности – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

    Принцип открытости – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ.

    Принцип технологичности – использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

    Психолого-педагогическое сопровождение, как процесс целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:

    1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

    2) созданием социально-психологических условий для развития личности учащего и его успешного обучения;

    3) созданием специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

    В соответствии с этими компонентами определены конкретные виды работы психолого-педагогического сопровождения.

    1. Профилактическое

    Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

    • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач возрастного этапа;
    • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
    • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующий возрастной уровень.

    2. Диагностическое

    Выявление особенностей психического развития ребенка,

    наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

    Этапы индивидуальной диагностики:

    • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
    • формулировка заключения об основных характеристиках компонентов психического развития или формирования личности школьника
    • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной
    • работы, составление плана развития способностей или других психологических образований.

    3. Консультативное

    Помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются дети, родители, педагоги.

    Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

    Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

    4. Развивающее

    Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

    5. Коррекционное

    Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

    Направлено на:

    • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия;
    • предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;
    • обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

    6. Просветительско-образовательное

    Психологическое просвещение и образование – создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе; формирование морально- нравственного воспитания, установок ценности здоровья и безопасного образа жизни, психологической культуры; развитие психолого-педагогической компетентности школьников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

    Формы работы психологического сопровождения. Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

    Работа с обучающимися:

    • Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
    • Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение дезадаптированных и одаренных обучающихся и организация индивидуальной или групповой коррекционно- развивающей работы.
    • Проведение коррекционно-развивающих занятий и тренингов с учащимися по развитию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу, развитие креативности
    • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем)
    • Работа с педагогами и другими работниками школы
    • Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с детьми и коллегами.
    • Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
    • Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
    • Работа с родителями
    • Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся к началу школьного обучения и средней школе, посвященное психологическим особенностям того или периода. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров- тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
    • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности. Проведение бесед, лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности

    Направления психолого-педагогического сопровождения.

    • Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности.
    • Сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья.
    • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
    • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
    • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников.
    • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

    Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

    • Формирование и развитие психологической культуры поведения в информационной среде.
    • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
    • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
    • Выявление и поддержка одарённых детей.
    • Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся.
    • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
    • Поддержка и обеспечение детско-родительских отношений.
    • Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

    План-график проведения мероприятий и диагностических процедур

    на 2024 – 2025 учебный год

    План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»

    Цель Программы: обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося и успешного освоения ООП

    Цель деятельности педагога-психолога: реализация развивающего потенциала образования - обеспечение развития как собственного психологического составляющего ядра образования; содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

    Основные задачи:

    • Психолого-педагогическое сопровождение и реализация образовательных программ
    • Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС
    • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках жизненного самоопределения
    • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.
    • Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательных отношений.
    • Психолого-педагогическая поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

    В том числе:

    • Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
    • Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся.
    • Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
    • Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
    • Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
    • Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
    • Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
    • Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

    Выполняемые задачи на разных этапах обучения:

    • Обеспечение адаптации к школе.
    • Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
    • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:

    -мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),

    -памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),

    -внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),

    -восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

    • Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
    • Развитие самостоятельности и самоорганизации.
    • Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
    • Формировать  у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитиюи самоопределению;
    • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

    Направления психологической работы:

    1. Консультативная работа:
      • консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
      • консультирование детей.
    2. Психопрофилактическая работа:
      • формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
      • своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
      • профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
      • оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
      • определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
      • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей; создание благоприятного психологического         климата в учебно-воспитательном учреждении
    3. Психопросветительская работа: Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов через различные практико-ориентированные формы работы (конференции, круглые столы, постоянно действующий семинар для педагогов, постоянно действующий лекторий для родителей, консультативная помощь).
    4. Диагностическая работа:
      • психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
      • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
      • дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
      • диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
    5. Развивающая и психокоррекционная работа:

    Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

      • развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
      • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.
    1. Методическое: Пополнение методической копилки новым разработками программно- методических и дидактических материалов
    2. Экспертное: Участие в Совете профилактики школы и Службе примирения
      • Посещение занятий, уроков для  изучения адаптации обучающихся.

    Основные направления работы

    Психодиагностика.

    Психологическая коррекция.

    Психологическая профилактика. Психологическое просвещение.

    Психологическое консультирование учащихся, педагогов, родителей. Организационная работа.

    Методическая работа.

    Направления и мероприятия работы

    Сроки

    Психодиагностика

    Психологическое наблюдение за учащимися 1-х классов.

    Сентябрь

    Диагностика социально-психологической адаптации учащихся 1-х , 5-х, 10-х классов

    Октябрь

    Диагностика одаренности у учащихся школы.

    Ноябрь

    Диагностика склонности к различным видам зависимостей учащихся 7- 11 класса (СПТ)

    Сентярь- ноябрь

    Диагностика самооценки учащихся 5-10 х классов.

    Декабрь

    Профдиагностика учащихся 9 и 10 классов.

    Декабрь

    Диагностика отношения к учению и учебным предметам у учащихся 6-9 классов.

    Январь

    Диагностика самооценки учащихся 1- 4 х классов.

    Январь

    Мониторинг эмоционального состояния при сдаче ГИА, 9,11 класс

    Февраль.

    Диагностика психологического климата в классном коллективе 6-10 классы.

    Февраль

    Диагностика уровня тревожности во время проверки знаний на уроках у учащихся 6-8 классов.

    Март

    12

    Другие виды диагностики (по запросу)

    В в течении года

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie