МОУ "Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов"
пос. Дубовое
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность ?

    Функциональная грамотность  – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

    5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражение воображения.

    6. Глобальные компетенции – специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

    Интернет - ресурсы, контент которых можно использовать для развития оценки  функциональной грамотности обучающихся

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

    Финансовая грамотность:

    https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc

    Читательская: грамотность: 

    https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8

    Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

    Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

    Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (презентация)

    Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности - открыть

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач - открыть

    Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" - открыть

    Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" - открыть

    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение"

     

    Нормативные документы

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»). https://docs.cntd.ru/document/563477108 

    Министерство просвещения российской федерации Письмо от 17 сентября 2021 года n 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»   https://docs.cntd.ru/document/608968046

    Письмо Министерства просвещения от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04 " Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Региональный уровень

    Приказ департамента образования Белгородской области от 01.12.2021г. № 3515 «О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 17.09.2021г. № 2535»

    Локальные акты

    Формирование функциональной грамотности младших школьников: реализация на практике.
    25 ноября 2024, 18:26

    В МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» 25 ноября 2024 года состоялось очередное заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов по теме: «Формирование функциональной грамотности младших школьников: реализация на практике».
    Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности.
    27 ноября 2024, 18:28

    В МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением предметов» в рамках взаимопосещения уроков с 21 ноября по 27 ноября 2024 года педагоги начальной школы показали на практике формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности: групповая форма работы, творческие задания, тестовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность и др.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie