Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации. (От имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, министром иностранных дел С.В. Лавровым.)
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
● международные (подписанные СССР или Россией);
● федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
● правительственные (постановления, распоряжения);
● ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);
● региональные (правительственные и ведомственные).